пятница, 26 декабря 2014 г.

Pomellato: секрет фирмы (J&W Russia, Winter 2014/15)


Спустя 47 лет после своего рождения и 15 лет присутствия в России компания Pomellato делится секретами своего успеха.
Про секреты – в самом прямом смысле слова: ювелирные компании редко показывают свои мастерские. И даже не из соображений безопасности – зачем простым людям знать, как создается мечта? Ювелирный труд – дело грязное, пыльное, опасное. Достаточно взглянуть на черные и порезанные руки мастеров, чтобы в этом убедиться. То, что мы видим на сверкающих витринах, - результат кропотливой, монотонной работы многих людей, ни лиц, ни имен которых никто не видит и не знает.
Мне всегда казалось это несправедливым. Тем более, когда речь идет о такой компании, как Pomellato.
Компания родилась в 1967 году – за год до европейской «студенческой революции» - и впитала витавшие в воздухе идеи свободы и дух молодости и новизны. Это было не самое лучшее время для ювелиров – поколение хиппи провозгласило отказ от «роскоши» и предпочло пластик и сплетенные из ниток браслеты. Они украшали все вокруг, включая собственные тела – цветами, яркими этническими одеждами, психоделическими рисунками на тканях. «Антимода» быстро стала модой – модельеры подхватили «радужную» волну. Но если мода радостно устремилась вдогонку за вкусами нонконформистской молодежи, то в ювелирном консервативном мире по-прежнему царила классика с бриллиантами.

В это беспокойное и восторженное время, когда каждый день вспыхивал новый конфликт между старым жизненным укладом и новыми теориями, затевать ювелирное дело было достаточно рискованным шагом. Идея, положенная в основу концепции Pomellato, была проста и гениальна: сделать украшения, которые олицетворяли бы свободу: свободу от условностей, свободу женщины от мужчины, свободу выбора. Эти украшения женщина покупает сама себе и носит с утра до ночи. Это сейчас pret-a-porter в ювелирном деле воспринимается как само собой разумеющееся, а тогда компания Pomellato произвела тихую революцию. Ее первые украшения были очень итальянскими по духу – много желтого золота, полудрагоценные камни (преимущественно огранки «кабошон», что, как известно, является точным свидетельством артистических наклонностей ювелира), почти полное отсутствие бриллиантов. Украшения были заметными, иногда даже массивными, но игривыми – в Pomellato обратили внимание на то, что женщины любят играть кольцами и перебирать звенья длинных цепей, поэтому вещи были приятны наощупь, подвижны и легко комбинировались друг с другом. Браслет, состоящий из семи колец, легко складывался в столбик и превращался в кольцо. Цепи можно было носить по одной или все вместе – каждая из них состояла из сделанных вручную колец разной формы и размера из золота.
Те, первые коллекции сегодня стали предметом коллекционирования. В кольцах, серьгах и подвесках использовались крупные специально ограненные камни - аквамарины, гранаты, турмалины: В них заложено столько любви, оригинальности и любви, что они не устаревают - к 45-летнему юбилею компания выпустила специальную линию Pomellato '67, повторяющую знаковые для марки вещи в более недорогих материалах: серебре и полудрагоценных камнях. Я никак не могла понять, почему сегодня Pomellato не выпускает эти вещи в оригинальном виде. Ответ оказался прост и прозаичен: цена на золото выросла настолько сильно, а камни того качества сегодня достать настолько трудно, что первая коллекция Pomellato, задуманная в конце 60-х годов прошлого века как prêt-a-porter, сегодня стоила бы, как high jewellery.

Сегодня примеру Pomellato последовали многие компании – то, что было смелым шагом в конце 60-х, через 40 лет стало общим местом. Президент компании Андреа Моранте с этим согласен: «Ювелирный сектор сегодня принял концепцию pret-à-porter и все больше движется в сторону моды. Но Pomellato по-прежнему выделяется в этом ряду. Прежде всего, потому, что мыотносительно юный бренд и сохраняем молодую энергию и способность меняться. Ну, а главноемы всегда были на стороне женщины. Мы стараемся понять нашу клиентку, изучить ее предпочтения и вкусы, то, как они меняются со временем».
 Я впервые увидела и полюбила Pomellato именно в том, первоначальном воплощении. Это был как раз тот случай, когда при взгляде на вещь сразу понимаешь, что она новаторская. В этом тяжелом золоте, обтекаемых формах, удивительно ограненных камнях было огромное обаяние и свобода. И много иронии. Pomellato впервые заявила, что коктейльное кольцо может быть без бриллиантов и при этом будет вполне самодостаточно: к нему не надо надевать ничего больше. Именно тогда были заложены эстетические принципы Pomellato, которые незыблемы и сегодня: оригинальность огранки, чистота исполнения, ручная работа (все вещи делаются строго вручную), яркость красок.
И именно это мне продемонстрировали мастера, работающие в компании.
Фабрика Pomellato находится не в самом центре Милана и выглядит очень современным индустриальным строением: видом, который открывается из окон мастерской, можно любоваться бесконечно – водопады, заросли бамбука… Впрочем, мастерам некогда любоваться видом – 100 человек в белых халатах сидят за верстаками и работают практически без перерыва. Никаких перекуров, никаких разговоров «за жизнь», с которыми я так хорошо знакома по российским мастерским, там и в помине нет. Поражают лица – с такими лицами у нас не всегда и профессора-то найдешь. Люди спокойны и уверены в том, что делают. В остальном – все как обычно.


Дело в том, что верстак ювелира и его инструменты почти не изменились за последнее тысячелетие. Добавился компьютер, лазер и микроскоп. Но мастер все так же сидит согнувшись за проверенным веками столом, все так же крепит камни вручную, все так же полирует золото…
В любой ювелирной компании любят красивые слова. Это понятно – «продажа мечты» в них нуждается. Pomellato – не исключение. У компании есть своя философия, о которой вам расскажет любой продавец в магазине. Для меня же философия кампании выражается не в красивых словах. Достаточно проследить путь хотя бы одной вещи от дизайнерского стола до прилавка, чтобы понять, о чем сегодня пытается рассказать Pomellato.
Возьмем, к примеру, одно из самых известных (и самых копируемых) украшений сегодняшнего Pomellato – кольцо из коллекции Nudo. В нем воплощены все незыблемые «правила Pomellato»: камень особой огранки (без рундиста – тонкого горизонтального «борта», за который обычно цепляются металлические «когти», держащие камень при закрепке). Камни в Pomellato огранены так, что закрепить их крайне трудно. Держится камень на самом деле на тонком золотом штыре, который продет параллельно поверхности кольца. Дотошный покупатель может рассмотреть крошечную точку в лупу. Каждое кольцо делается вручную на всех этапах производства. И если бы многочисленные копиисты попытались повторить это на том же уровне, им это, скорее всего, обошлось бы гораздо дороже.
Андреа Моранте о многочисленных попытках копировать вещи Pomellato говорит достаточно отстраненно: «Мы пытаемся бороться с плагиатом путем судебных процессов. Но они отнимают много времени и усилий и далеко не всегда приводят к убедительным результатам. В некоторых странах законы таковы, что добиться справедливости в этом вопросе практически невозможно». Поэтому самым эффективным методом борьбы с подделками является именно качество вещей Pomellato.
И все же – как Pomellato собирается придерживаться идеи prêt-a-porter в условиях небывалого подорожания драгоценных металлов, камней и работы? Андреа Моранте смотрит на вещи достаточно оптимистично: «Это реально трудная задача. Мы продолжаем искать новые материалы и камни. Недавно мы провели эксперимент с синтетическими камнями (рекламная кампания с Тильдой Суинтон имела огромный успех, и дамы спокойно отнеслись к идее подбора недорогих украшений фирменного дизайна Pomellato к цвету губной помады). Недавно мы запустили винтажную коллекцию из серебра. И в то же время, мы все больше внимания уделяем более высокому сегменту рынка – наши коллекции Pom Pom (кольца с «серьезными» камнями, выполненные в единственном экземпляре) и Tango (усыпанные драгоценными камнями цепи) призваны выполнить именно эту функцию.

Все эти подробности, скорее всего, не нужны покупательницам, которые приходят в Pomellato за новыми украшениями (компания гордится тем, что больше 70 процентов покупательниц возвращаются за второй и третьей покупкой). То, что они видят в магазине – яркие, солнечные камни, которые как бы висят в воздухе без оправы и радуют глаз. В конце концов, покупка украшения – дело чисто эмоциональное.

Именно на это обстоятельство компания Pomellato сделала ставку почти 50 лет назад. И не прогадала.





Комментариев нет:

Отправить комментарий